Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Анни Безант - Путь ученичества.

- 2 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Посмотрим теперь, каким образом Руководители хотели привести людей к свободному и добровольному выбору предложенного им идеала, как Руководители стремились направить эволюцию к великой цели и как люди оказались неготовыми для ее осуществления. Человеку дана была с древних времен так называемая карма-йога, что значит "слияние, единение путем деяний". Это та форма йоги, которая лучше всего подходит для людей мирских, погруженных в деятельную земную жизнь.

Заметьте сопоставления слов "слияние" (йога) и "действие" (карма). Нужно помнить, что именно наши поступки нас разделяют, что наша разнообразная деятельность увлекает нас и создает нашу обособленность. Ввиду этого слова "слияние посредством действия" - единение посредством того, что всегда разделяет, - звучат парадоксально.

Но задача божественных Учителей была примирить и выяснить этот кажущийся парадокс.

Человек тревожно мечется во все стороны под влиянием трех энергий природы, называемых гунами. Эго, заключенное в теле, находится во власти этих гун. Гуны работают, они деятельно строят проявленный мир и дают Эго иллюзию единства с этой деятельностью. Ему кажется, что оно действует, но действуют гуны; живя среди них, ослепленное ими, во власти создаваемых ими иллюзий, "Я" вполне теряет самосознание, и под влиянием различных импульсов человек носится по воле течений, видя в жизни только деятельность гун.

Очевидно, что в этих условиях человек не способен заниматься высшими формами йоги; пока не рассеялись эти иллюзии, хотя бы отчасти, он не способен достигнуть высших ступеней "Пути".

Таким образом, человек должен начать с понимания гун и с отделения себя от деятельности мира явлений. Священным писанием этой йоги - мы вправе употребить это слово, - Священным писанием карма-йоги является то, что провозгласил Шри-Кришна на поле боя при Курукшетре; там преподал он эту форму йоги князю и воину Арджуне, человеку, призванному к земной жизни, к борьбе, к управлению государством и к участию во всякого рода внешней деятельности. В этом писании заключается вечный урок для тех, кто живет жизнью этого мира, указание пути, на котором они смогут постепенно возвыситься над гунами и достичь единения с Высшим.

Карма-йога начинает с упорядочения и гармонизации внешней деятельности. Как вам известно, существуют три гуны: Саттва, Раджас и Тамас, силою которых создалось сочетание всего существующего. В то время, как одна из них действует здесь, другие могут проявляться во всех направлениях. Необходимо подчинить их и привести в равновесие. Воплощенное Эго, владеющее телом, должно установить различие между собой и гунами и стать их неограниченным властелином. Нужно, следовательно, понять их функции и уметь контролировать и направлять их деятельность. Сразу их осилить и победить невозможно, точно так же, как ребенок не может выполнить работу взрослого мужчины. В том состоянии неполного развития, в котором находится человечество, оно не может сразу достигнуть совершенства йоги; неразумно было бы предлагать ему сделать попытку в этом направлении. В самом деле, если заставить ребенка исполнять работу взрослого, то он не только не достигнет цели, но и повредит себе для будущего, ибо силы его уменьшились бы и надорвались от чрезмерного напряжения. Точно так же, как ребенку нужно вырасти, чтобы осилить работу взрослого человека, так каждому человеку нужны упражнения и опыт для достижения успеха.

Рассмотрим вкратце функции Тамаса, проявляющегося как невежество, лень, неподвижность, небрежность и т. д. В каком отношении эта гуна может быть полезной для человеческой эволюции? Что может она сделать для развития человека и освобождения души? В карма-йоге этой гуной пользуются как силой сопротивления, с которой нужно бороться и которую нужно победить, для того чтобы в борьбе развились силы и могущество воли, чтобы выработались дисциплина и умение управлять собою. Можно сказать, что эта гуна полезна для развития человека так же, как гири и тяжести полезны для развития атлета. Мускулы атлета не могли бы стать сильнее и тверже, если бы он не делал усилий для преодоления сопротивлений и для поднятия тяжестей. В упражнениях главную роль играет не тяжесть, а то, как ею пользуются; лучшее, что может сделать человек, желающий, например, развить мускулы своих рук, - это взять штангу или гири и упражняться с ними ежедневно, преодолевая силу их тяжести. Подобным же образом Тамас, то есть небрежность или темнота, имеет свое место в процессе человеческой эволюции. Человек должен победить эту гуну и развить свою силу в борьбе; мускулы души крепнут по мере того, как человек одерживает победу над леностью, небрежностью, безразличием, то есть над тамасическими качествами, присущими его природе.

Легко понять, что религиозные обряды и церемонии были предписаны для борьбы с тамасическими качествами, целью их, отчасти, было именно упражнение человека в победе над слабостью, леностью и вялостью его низшей природы. Независимо от своего желания и настроения человек должен был в определенные часы исполнять религиозные обязанности; таким образом он упражнялся в борьбе с легкомыслием, упорством и медлительностью своей низшей природы и вступал на предназначенный для него путь.

То же самое можно сказать и относительно второй гуны Раджас.

Карма-йога направляет различные виды человеческой деятельности, которой человек предается со страстью (раджас). Все раджасические элементы, проявляющиеся как тревожность, торопливость, жадное хватание и погоня за успехом и достижением земных благ, - все это должно быть постепенно побеждено и отброшено; упражнением в спокойствии и бескорыстии все силы человека постепенно направляются, очищаются и перестают служить препятствием для действительного проявления Высшего "Я". Цель карма-йоги - поставить долг на место личного наслаждения; человек работает для удовлетворения своих низших инстинктов - он стремится к выгоде, хочет получить какую-нибудь вещь или добиться награды; он работает из-за денег, чтобы с их помощью получить те или иные удовольствия, или стремится к власти, удовлетворяющей его низшее "я". Все эти раджасические элементы должны постепенно облагородить низшие инстинкты человека. Для дисциплинирования этих элементов, для того чтобы они могли быть использованы согласно с видами Высшего "Я", нужно заставить человека, вместо удовлетворения личных желаний, стремиться к исполнению долга, работать ради этого долга и вращать колесо жизни по обязанности, потому что так, по словам Шри-Кришны, делает и Он Сам. Не затем трудится Шри-Кришна, чтобы получить награду в том или другом мире, Он трудится потому, что без Него колесо остановилось бы и мир должен бы был погибнуть. Занимающиеся йогой должны действовать в том же духе, как и Он: для целого, а не для части, для исполнения божественной Воли в Космосе, а не для удовлетворения отдельной личности, считающей себя независимой, в то время как ее долгом является исполнение божественной Воли. Можно достигнуть этого, постепенно возвышая сферу своей деятельности. Долг нужно поставить на место личного наслаждения. Человек начинает сознательную духовную работу с того, что углубляется в себя (медитация) рано утром и при заходе солнца, а кончает тем, что вся жизнь его обращается в непрерывную медитацию. Всякая творческая деятельность есть результат духовного труда; напряжением божественной Мысли и Воли были созданы все миры. Чтобы достичь великого творческого могущества мысли и быть в состоянии пользоваться им, человек должен обрести духовное развитие. С одной стороны, в этом ему окажут помощь религиозные обряды, с другой - правильная ежедневная медитация, которая представляет собою первый шаг к медитации постоянной. Периодические медитации употребляются людьми с той целью, чтобы постепенно медитация охватила всю их жизнь.

Наступает момент, когда йог перестает углубляться в себя в определенные часы - ибо вся жизнь его обращается в одну медитацию. Чем бы ни был занят такой человек - даже в том случае, если тело и мысль его находятся в мире людей, - он углублен в себя и чувствует себя у ног Учителя.

То же самое происходит и с другими видами деятельности. Вначале человек научается смотреть на поступки свои как на исполнение обязанности, как на уплату долга тому миру, в котором он живет, или возвращение того, что было им взято у различных частей природы. Затем жертва становится более чем исполнением долга - она становится радостным отдаванием всего, что может дать человек. Частичная жертва есть уплата долга, но жертва совершенная есть отдавание всего.

Когда это достигнуто - вся йога исполнена и усвоен урок карма-йоги.

Рассмотрим с этой точки зрения пять ежедневных жертвоприношений, постараемся представить себе смысл каждого из них. Каждое жертвоприношение есть уплата долга, выражение благодарности за все, что берет отдельный человек у окружающей его среды. Если бросить хотя бы беглый взгляд на значение каждого такого религиозного обряда в отдельности, то станет ясным, до какой степени жертвоприношение есть уплата долга.

Возьмем первое из них: жертвоприношение дэвам. С какою целью было оно? Для того, чтобы человек понял, что он - должник земли и существ, руководящих функциями природы, благодаря которым земля приносит плоды и дает человеку пропитание. Человек должен отдать природе эквивалент того, что он получил от нее благодаря содействию космических сущностей, называемых дэвами, которые управляют силами материального мира. Было предписано человеку, чтобы он предавал свою жертву огню. Почему? В Индии говорят: "Агни - уста богов", - и люди повторяют эти слова, не пытаясь понять их значения и постигнуть мировую роль дэв. Настоящий смысл этой фразы заключается в следующем: вокруг нас повсюду находятся сознательные и полусознательные деятели природы; они образуют целую иерархию, и великий Дэва стоит во главе каждой группы этой великой рати: Дэва, управляющий деятельностью огня, воздуха, воды или земли, управляет и множеством низших богов, которые приводят в действие различные силы природы - дождь, производительные силы земли и другие космические силы. Жертвоприношение, о котором идет речь, имеет целью питание этих низших деятелей, и для этого необходим огонь. "Огонь есть уста богов", ибо он производит распадение брошенных в него веществ, делает их менее плотными, жидкости и твердые тела обращает в пары, и в результате все переходит в эфирное состояние, годное для питания низших элементалов, исполняющих волю космических дэв. Таким образом, человек платит им свой долг, и, взамен, идет дождь, земля приносит свои плоды и человек получает пропитание. Об этом именно говорил Шри-Кришна: "Питай богов, и боги напитают тебя". Человек должен познать и этот низший цикл питания. Вначале человек смотрел на это как на религиозное предписание; затем наступил момент, когда это стало казаться ему суеверием, ибо непонятны ему были истинные мотивы жертвоприношения, он знал лишь его внешнюю сторону. Появится, наконец, более глубокое знание, когда наука, тяготевшая к материализму, станет подниматься, путем глубокого изучения, до царства духовного. В научных выражениях наука уже начинает говорить то, о чем давно говорили риши языком мистическим: своими действиями человек может направлять и регулировать низшие силы природы. Так растущая наука подтверждает учение далекого прошлого и выясняет для ума то, что духовный человек познает зрением духовным, прямой интуицией.

- 2 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _