Анни Безант - Человек и его тела.
- 16 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Когда же человек подготовит себя таким образом к восприятию помощи в деле оживления этих связей, эта помощь не замедлит прийти к нему как нечто само собой разумеещееся, и предоставлена она будет Теми, кто постоянно ищет возможности помочь каждому серьезному и бескорыстному ученику.
И тогда в один прекрасный день человек обнаружит, что выходит из своего физического тела, хотя оно и не спит, и почувствует себя свободным, сохраняя при этом в полном объеме всю свою прежнюю память. Проделав это несколько раз, человек уже будет считать переход из одного носителя сознания в другой делом весьма простым и обычным.
Когда астральное тело отделяется от физического во сне, наступает кратковременный перерыв в сознании, и даже в том случае, если человек способен активно действовать на астральном уровне, он не может преодолеть по возвращении этот провал сознания. Покидая тело бессознательно, он так же бессознательно и возвращается в него; и даже если в астральном мире он пребывает в полном сознании, физический мозг может не знать об этом абсолютно ничего. Но если ему удастся наладить связь между носителями, он может покидать свое тело, находясь в состоянии бодрствования, и тогда над пропастью будет перекинут мост; для него этой пропасти уже не существует, и сознание свободно перемещается с одного уровня на другой, продолжая ощущать себя одним и тем же человеком, где бы оно ни находилось.
И чем лучше натренирован мозг реагировать на вибрации, исходящие из тела разума, тем активнее продвигается процесс наведения моста через пропасть, разделяющую день и ночь. Мозг превращается во все более насущное орудие человека, беспрекословно подчиняющееся импульсам, посылаемым его волей, подобно хорошо вышколенной лошади, для которой достаточно малейшего, прикосновения рукой или коленом.
Астральный мир открывается перед тем, кто сможет таким способом объединить оба низших носителя сознания; открывается со всем его более совершенными способностями и более широкими возможностями для служения и оказания помощи. А вслед за этим приходит радость: от помощи страждущим, которые так и не могут понять, кто же является их избавителем, хотя и чувствуют облегчение; от проливания целительного бальзама на раны, которые, как кажется, исцеляются сами собой; от облегчения чьей-то тяжелой ноши, которая до сих пор немилосердно давила на плечи.
Но этого еще не достаточно для того, чтобы построить мост, который соединял бы жизнь с жизнью; сохранение памяти и днем, и ночью означает лишь, что астральное тело нормально функционирует и что связь между ним и физическим телом налажена.
Но для того, чтобы создать мост между жизнью и жизнью, мало только научиться действовать в астральном теле, оставаясь в полном сознании, и даже действовать в полном сознании в теле разума - ведь тело разума состоит из материи низших уровней мира Манаса и реинкарнация исходит не из него.
В свое время тело разума тоже разрушается, подобно астральному и физическому, не сохраняя ничего из своих прежних частей. Вопрос о памяти прошлых жизней, таким образом, формулируется так: может или не может человек действовать на высших уровнях мира Манаса в своем причинном теле? Ведь именно причинное тело переходит из одной жизни в другую; именно в причинном теле накапливаются все изменения; именно в нем хранится весь опыт и в него же возвращается в конечном счете сознание; и именно с его уровня каждый раз начинается очередное нисхождение в новую инкарнацию.
Рассмотрим различные этапы жизни вне физического мира и постараемся понять, насколько далеко распространила свое влияние Ее Величество Смерть.
Человек отделяется от плотной части своего физического тела; оно слетает с него, рассыпается на части и возвращается в круговорот элементов физического мира; и не остается ничего, в чем могла бы сохраниться магнетическая связь памяти. Человек остается в эфирном двойнике своего физического тела, но через несколько часов избавляется и от него, после чего он также распадается на элементы. Таким образом, и в эфирном мозге не содержится ничего такого, что могло бы помочь человеку перекинуть мост над пропастью.
Далее человек переходит в астральный мир и остается там до тех пор, пока не сбросит с себя астральное тело точно так же, как и физическое, и "астральный труп", в свою очередь, тоже рассеется, вернув астральному миру составлявшую его материю, и не останется ничего, что могло бы служить основой для сохранения магнетических связей, необходимых для памяти.
Человек поднимается выше - в тело разума и пребывает в течение столетий на уровнях рупа в мире Девачана, вырабатывая новые способности и наслаждаясь плодами своей деятельности. Но приходит время, когда и это тело разума ему приходится оставить, унося с собой в постоянно существующее тело суть всего, что было накоплено и усвоено.
Он оставляет тело разума разлагаться, подобно прочим, более плотным своим носителям, поскольку материя, из которой оно состоит, хотя и является необычайно тонкой с нашей точки зрения, все же недостаточно тонка для того, чтобы переместиться дальше на высшие уровни мира Манаса. От него также необходимо избавиться, позволив ему распасться на элементы своего уровня; таким образом, мы и здесь наблюдаем полный распад тела.
На своем пути вверх человек постоянно сбрасывает одно тело за другим, и только достигнув уровней арупа мира Манаса, он может считать, что поднялся выше тех сфер, над которыми господствует всесокрушающий скипетр Смерти. Он выбирается, наконец, за пределы ее владений, переходя в причинное тело, над которым Смерть не властна и в котором он оставляет все, что успел приобрести. Отсюда и само его название - причинное тело, ведь в нем собираются все причины, следствия которых проявятся в будущих инкарнациях. И только когда человек начнет действовать на уровнях арупа мира Манаса, будучи в полном сознании, он сможет перенести свою память через пропасть смерти. Неразвитая душа, переходя в высшие миры, не сохраняет там своего сознания; но она входит в них, сохраняя при себе зародыши всех своих качеств - на миг наступает прозрение, вспышка сознания, охватывающая и прошлое, и будущее, а затем ослепленное ярким светом Эго проваливается в небытие до следующего перерождения. Но все его корпускулы переходят в причинное тело и затем вновь высвобождаются, задерживаясь на том уровне, которому они принадлежат; после этого они начинают собирать вокруг себя материю, исключительно им самим соответствующую. Так на уровнях рупа - в мире низшего Манаса - ментальные корпускулы начинают притягивать к себе материю этих уровней, формируя новое тело разума, и скомпонованная таким образом материя наследует все ментальные характеристики, содержащиеся в этих корпускулах. Точно так же желудь, притягивая к себе необходимые материалы из почвы и атмосферы, со временем превращается в дуб. Из желудя не может вырасти ни береза, ни кедр - только дуб; так же и ментальная корпускула может развиваться, только следуя своей собственной природе, и никак иначе.
Такова работа Кармы по воссозданию носителей, и человек всякий раз пожинает то, что посеял. Корпускула, вышедшая из причинного тела, может развиваться только строго определенным способом, притягивая к себе материю, обладающую определенными свойствами, и располагая ее в строго определенном порядке; при этом воссоздается точная копия человека определенного качества, приобретенного им в прошлом. После перехода в астральный мир высвобождаются корпускулы, принадлежащие к этому миру; и они также начинают притягивать к себе подходящие астральные частицы и элементальных сущностей.
Так воссоздаются склонности, эмоции и страсти тела желания (или астрального тела), вновь формируемого по возвращении человека в астральный мир.
Таким образом, если память о прошлых жизнях действительно сохраняется, несмотря на все эти процессы и перемещения из одного мира в другой, то она должна находиться в полном своем объеме на высшем, причинном уровне, на уровне причинного тела.
Люди ничего не помнят о своих прошлых жизнях, потому что не могут еще использовать свои причинные тела в качестве носителей сознания; причинное тело у них еще не приучено к самостоятельному функционированию. Но именно в нем сосредоточивается суть всех их жизней, их истинное Я, из которого все проистекает, но которое еще не может активно действовать: оно еще не обладает самосознанием, хотя и проявляет бессознательную активность, и пока это самосознание у него не появится во всей своей полноте, память не сможет переходить с уровня на уровень и, следовательно, из одной жизни в другую. По ходу развития человека отдельные вспышки сознания все чаще будут выхватывать из памяти о прошлом яркие фрагменты, но только после того как эти вспышки сольются в одно сплошное поле света, человек восстановит в полной мере всю свою прошлую память.
Возможно, у читателя возникнет вопрос: нельзя ли как-нибудь стимулировать повторение этих вспышек? Может ли человек ускорить процесс активизации сознания на высших уровнях? Это вполне реально для физического человека, если он будет достаточно терпелив и решителен; он может начать приводить свою жизнь во все большее согласие со своей вечной сущностью, отвращая, по мере возможности, свои мысли и энергию от мелочей и непостоянства обычной жизни. Это вовсе не означает, что человек должен превратиться в экзальтированного и витающего в облаках мечтателя, бесполезного для своей семьи и для общества; напротив, каждую выдвигаемую жизнью проблему он должен решать, и чем более велик человек, заключенный в физическом теле, тем более совершенными будут его решения; он не сможет позволить себе действовать так же неуклюже и непродуманно, как действуют менее развитые люди; и если кто-нибудь или что-нибудь предъявляет ему какие-либо обоснованные счета, он должен выплатить их до последнего фартинга. Любую свою обязанность он должен исполнять наилучшим из посильных для него способов, сосредоточив на ней все свое внимание и самые совершенные свои способности.
Но излишней увлеченности при выполнении каких-либо действий у него быть не должно, и мысли его не должны быть сосредоточены на результатах; как только обязанность будет выполнена и человек вновь окажется свободным, его мысли тут же должны возвращаться к теме вечной жизни, возноситься к высшим мирам вместе с восходящими энергетическими потоками, и тогда человек действительно начнет жить в высших мирах и сможет в полной мере осознать бессмысленность мелочной суеты, присущей земной жизни. Настойчиво следуя такому образу действия, сознательно приобщая себя к возвышенному абстрактному мышлению, человек постепенно оживляет высшие связи своего сознания, благодаря чему все больший объем сознания проникает в его низшую жизнь.
На каком бы уровне ни действовал человек, он всегда остается самим собой - все тем же человеком; и триумф его наступит тогда, когда он сможет действовать на всех пяти уровнях, сохраняя непрерывность сознания. Те, кого мы называем Учителями - людьми, достигшими совершенства, - действуют, будучи в бодрствующем сознании, не только на трех низших уровнях, но и на четвертом уровне - уровне единства, называемом Турья, а также и на еще более высоком уровне - уровне Нирваны. Они уже завершили свою эволюцию, пройдя весь цикл до конца, и каждый из медленно поднимающихся вверх по этому пути людей когда-нибудь тоже станет таким, как они. Произойдет объединение сознания; носители останутся каждый на своем месте, но уже перестанут быть тюрьмой для сознания, и человек будет использовать их по собственному желанию, в зависимости от того, какого рода работу ему предстоит выполнить.
- 16 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться