Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Анни Безант - Человек и его тела.

- 13 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Далее следует причинное тело, местом пребывания которого является высший ментальный мир или, точнее, подуровни арупа мира разума, являющиеся местом обитания индивидуумов.

Затем идут тело разума (принадлежащее к низшим ментальным уровням) и далее вниз - астральное, эфирное и плотное тела, созданные из материи соответствующих им уровней и на каждом из этих уровней служащие орудием проявления человека.

Когда ученик смотрит на человека, то видит все составляющие его тела, каждое из которых представляется отдельным от других, так как состоит из материи определенного уровня, и, таким образом, служит показателем уровня развития человека. По мере развития своего высшего зрения ученик начинает различать все оттенки действия этих тел.

Физическое тело выглядит наименьшим из всех тел и представляет собой нечто вроде плотного кристалла, расположенного в центре, в то время как другие тела проникают сквозь него и выходят по краям за его пределы.

Следующее тело - астральное - соответствует природе Атмы, формирующей значительную часть обычного человека, и является вместилищем его страстей, низменных желаний и эмоций. Оно может состоять из материи разной степени плотности и разного цвета в зависимости от того, насколько чист человек: у грубых натур она плотнее, у более возвышенных - тоньше; и наиболее тонкая - у человека, далеко продвинувшегося по пути эволюции.

Еще больше разница в цвете у тел разума; у большинства людей это тело пока еще слабо развито, но у многих уже приобрело великолепный вид; цвет его зависит от ментальных и моральных характеристик человека.

Далее следует причинное тело - у большинства людей также почти не различимое; необходимо пристально вглядываться в человека, чтобы разглядеть в нем это тело, настолько оно слабо развито, настолько тусклый у него пока цвет и настолько слаба его деятельность. Но если бросить взгляд на совершенную душу, то именно это тело, а также вышестоящее над ним сразу же привлекут к себе наше внимание, поскольку именно они будут являть собой наиболее выразительное проявление человека; причинное тело в этом случае будет выглядеть сияющим и цвет его будет чрезвычайно изысканным и прекрасным, неописуемым словами ни одного из земных языков, поскольку цвета эти недоступны земному спектру; оттенки его цвета будут не только самыми чистыми и благородными, но и абсолютно неизвестными нижестоящим уровням, - они будут служить показателем роста человека до уровня этих высших сфер и развития его высших качеств и способностей, соответствующих этим сферам.

Если кому-то посчастливится когда-нибудь увидеть собственными глазами одного из Учителей, то Он предстанет взору как раз в виде такой могущественной формы, исполненной жизни и цвета - сияющей и великолепной. Самый вид его будет красноречивым свидетельством его природы - прекрасной, выше всяких описаний, блистающей, сверх всякого представления. И все же каждый должен стать однажды таким, как Он, ибо то, чего Он уже достиг, сокрыто в виде потенциальной возможности внутри каждого сына человеческого.

И еще об одном факте, касающемся ауры, я должна упомянуть, так как он имеет практическую значимость.

Мы можем в значительной степени оградить себя от вторжения чужих мыслей, если выстроим вокруг себя сферическую стену из своей аурической субстанции. Аура очень живо реагирует на воздействие мыслей, и если силой своего воображения мы очертим вокруг себя по внешнему краю ауры плотную оболочку, то эта защищающая нас оболочка и в самом деле появится. Эта оболочка приостановит наплыв извне чужих мыслей, коими наполнена астральная атмосфера, и тем самым приостановит то раздражающее влияние, которое они оказывают на неустойчивый разум.

Отток из тела жизненной энергии, который мы иногда ощущаем, особенно в тех случаях, когда общаемся с людьми, которые, сами о том не догадываясь, проявляют себя в этом отношении как настоящие вампиры, - также можно прекратить, создав вокруг себя такую оболочку. Так что каждый чувствительный человек, временами ощущающий себя истощенным вследствие такой утечки, поступит мудро, если защитит себя подобным образом. Такова власть человеческой мысли над тонкой материей: стоит лишь представить себя окруженным подобной оболочкой, как она тут же возникает вокруг нас.

Посмотрев на окружающих нас людей, мы можем заметить, что все они находятся на разных стадиях развития; их тела свидетельствуют о том, какого уровня эволюции они уже достигли, постепенно перемещаясь с одного уровня вселенной на другой, действуя то в одной, то в другой сфере по мере развития своих носителей сознания, соответствующих этим сферам.

Наша аура показывает, что мы собой представляем; продвигаясь все дальше по пути истинной жизни, мы делаем ее богаче; живя благородной и чистой жизнью, мы очищаем ее, наделяем ее все более высокими качествами.

Найдется ли еще какая-либо другая философия жизни, столь же обнадеживающая, столь же вдохновляющая и ободряющая, как эта? Глядя на мир людей исключительно физическим зрением, мы находим его вырождающимся, наполненным страданиями и лишенным надежды; и действительно, глаза плоти видят его именно таким. Но взгляните на мир высшим зрением - и он покажется вам совершенно иным. Разумеется, мы опять-таки будем видеть в нем страдания и нищету, позор и разложение; но мы будем знать, что все это - временное, преходящее, что все эти недостатки связаны с детством Расы, но Раса скоро вырастет из них. И глядя на самое низшее и подлейшее, на самые грубые и деградировавшие вещи, мы все же будем знать, что и они тоже наделены божественными возможностями; мы сможем видеть, какими они станут по прошествии времени.

Таково послание надежды, принесенное Теософией западному миру, послание всеобщего освобождения от невежества и, следовательно, всеобщего освобождения от страданий не в мечтах, но наяву, не в виде призрачной надежды, но в виде несомненной перспективы. И каждый человек, в чьей жизни имеет место хорошо заметный рост, являет собой очередной пример и подтверждение этого послания; первые плоды заметны уже повсюду, и когда-нибудь весь мир окончательно созреет для жатвы, исполнив предназначение, ради которого он был рожден ЛОГОСОМ.

ЧЕЛОВЕК

Итак, мы уже достаточно сказали о носителях сознания, поговорим теперь о самом сознании, действующем в этих телах, перейдем к рассмотрению не самих тел, но того существа, которое в них функционирует.

Под человеком я понимаю ту непреходящую индивидуальность, которая переходит из одной жизни в другую, вновь и вновь приобретая различные тела и оставляя их; которая медленно развивается в течение столетий, растет благодаря приобретению и осмыслению опыта и пребывает на высшем уровне Манаса (или ментальном), о котором говорилось в предыдущей главе.

Перейдем теперь к изучению самого человека, действующего на всех трех уже знакомых нам уровнях - физическом, астральном и ментальном.

Рост человека начинается с развития самосознания на физическом уровне; именно на этом уровне появляется то, что мы называем "сознанием бодрствования" - всем нам знакомое сознание, действующее через посредство мозга и нервной системы, благодаря которым мы мыслим (на физическом уровне), осуществляем логические построения (позволяющие нам помнить прошлые события, происшедшие в данной инкарнации) и делаем свои выводы о различных явлениях жизни. Все, что мы считаем своими умственными способностями, является результатом действия человека сквозь все промежуточные уровни, которые он проходит в этом своем паломничестве, и чем более человек развивает свою индивидуальность, переходя из одной жизни в другую, тем более ясным, тем более активным и, если можно так сказать, более живым становится его самосознание.

Если мы изучим человека слаборазвитого, то заметим, что его ментальная деятельность (деятельность самосознания) невелика количественно и слаба качественно. Такой человек пользуется при работе в физическом теле как плотным, так и эфирным мозгом; его деятельность (видимая либо невидимая) не прекращается ни на миг (если говорить обо всей нервной системе), но это деятельность - весьма грубого свойства. В ней практически отсутствует какая-либо проницательность и какая-либо утонченность ментального подхода. Умственная деятельность, конечно же, имеет место, но носит она инфантильный, ребяческий характер. Его сознание сосредоточено на мелочах, интересуется довольно банальными вещами, обеспокоено мнимыми ценностями, заостряет внимание на событиях весьма незначительных. Такой человек любит сидеть у окна, глядя на шумную улицу: на снующих туда-сюда людей и проезжающие экипажи, высказывая свои замечания о них и млея от восторга всякий раз, когда какой-нибудь прилично одетый господин, поскользнувшись, падает в лужу или же его окатит грязью из той же лужи проезжающий мимо экипаж. Такой человек всегда стремится к внешним проявлениям, поскольку в себе самом находит мало интересного, - другого способа почувствовать себя живым у него просто нет; это одна из основных характеристик низкого уровня ментальной эволюции: человек, действующий в физическом и эфирном телах и старающийся сделать их послушными носителями своего сознания, всегда стремится к острым ощущениям; он хочет убедиться в том, что он действительно может чувствовать и получить представление обо всех вещах, получая от них сильные, хорошо различимые ощущения. Это хотя и элементарная, но неизбежная стадия прогресса, без нее человек постоянно путал бы процессы, протекающие внутри носителя его сознания, с теми, что происходят вне его. Он должен усвоить азбуку своей личности и того, что находится за пределами его личности, научившись отличать вызывающий ощущения объект от вызываемых им ощущений, импульсы, стимулирующие чувства, - от самих чувств. Самых слаборазвитых представителей этого типа можно увидеть собравшимися где-нибудь на углу или бесцельно шатающимися вдоль заборов; при этом они о чем-то оживленно беседуют, то и дело издавая какие-то восклицания или разражаясь животным хохотом. Тот, кто смог бы заглянуть в их мозг, обнаружил бы, что он воспринимает лишь очень туманные впечатления от передвигающихся мимо объектов и что связи между этими отдельными впечатлениями нет почти никакой. В целом, эти впечатления напоминают скорее груду осколков, чем гармонично подобранную мозаику.

Говоря о том, как физический и эфирный мозг становится носителем сознания, необходимо вернуться к ранним стадиям развития Ахамкары (или индивидуального Я), которые мы можем изучить на примере окружающих нас низших животных.

Вибрации, возникающие под действием внешних объектов, передаются в физический мозг, а оттуда - в астральное тело. К сознанию они приходят в виде ощущений, однако оно еще не видит связи между этими ощущениями и вызывающими их объектами, установление такой связи является особым ментальным процессом-восприятием. Когда появляется восприятие, сознание начинает использовать физический и эфирный мозг в качестве своих носителей и через них начинает собирать знания о внешнем мире. Человечество, конечно же, давно уже прошло через эту стадию, но ее кратковременное повторение имеет место всякий раз, когда сознание во время перерождения получает новый мозг; ребенок начинает "замечать", как говорят няни, то есть начинает связывать свои ощущения с теми впечатлениями, которые производят на его новую оболочку (или нового носителя) внешние объекты, и таким образом начинает "замечать" объекты, воспринимать их.

- 13 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _