Ричард Кавендиш - Черная Магия.
- 29 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Алхимики со своими антропоморфными представлениями о вселенной полагали, что вся материя содержит в себе пневму, или дух, который они отождествляли со ртутью, на латыни носившей имя "mercury" - в честь бога разума Меркурия, соотносящегося с "разумной пневмой" стоиков. Яркий блеск ртути, должно быть, напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в материи, а ее жидкая форма, по-видимому, породила представление о том, что ртуть - это жизненная сила всех металлов. Жидкости вообще считались носителями жизни; примерами тому служили дождевая вода, кровь, сперма и содержимое птичьих яиц. Если металлы вообще - это живые существа, то самой живой среди них, несомненно, должна быть именно ртуть: ведь она подвижна, и не зря ее называют также "argentvive" "живое серебро". Ртуть считалась духом всякой отдельной материальной формы и отождествлялась паром, выделяющимся при нагревании вещества. Иногда ее связывали с единым, лежащим в основе всего многообразия, - в том же смысле, в каком у стоиков "разумная пневма" отдельного живого существа являлась частью "универсальной пневмы". Как и Единое, ртуть сочетает в себе полярные противоположности. Она - металл, но она же- жидкость. Будучи жидкостью, она, однако, не смачивает поверхность, с которой соприкасается. Поэтому ртуть называли "муже - женским" металлом и часто символически изображали в виде гермафродита. Встречаются также изображения ртути в виде единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения противоположностей) в виде борьбы льва с единорогом (символ антагонизма противоположностей); и в виде дракона или крылатого змея - фантастических животных, в которых массивность (змея, земля) сочетается с подвижностью (крылья, воздух, пар).
Ртуть алхимиков была не обычной ртутью, а "философской", т. е. идеальной субстанцией, а природная ртуть считалась лишь несовершенным ее подобием. Кроме философской ртути, алхимики выделяли еще несколько идеальных субстанций, доказательство существования которых находили в платоновской теории идей, а также у Аристотеля, утверждавшего, что четыре первоэлемента в том виде, в каком мы их знаем, не являются истинными. Например, воздух, которым мы дышим, представляет собой не элемент Воздуха в чистом виде, а смесь всех четырех первоэлементов, в которой Воздух лишь преобладает над остальными компонентами.
Особая роль ртути в алхимии определялась не только античной теорией первоэлементов (которая повлияла на средневековых алхимиков не напрямую, а через посредство арабских трактатов, переводившихся на латынь начиная с XII века и позднее), но и Библией. Философскую ртуть отождествляли с Духом Божьим, носившимся над водой до сотворения мира. Бог сотворил Первоматерию - пустую зияющую тьму: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною..." (Книга Бытие, 1:2). Затем тьма сгустилась и стала водами, над которыми и витал Дух Божий. Дух Божий одухотворил Первоматерию и придал ей структуру, в которой содержались семена всех будущих вещей. Это деяние Духа уподобляли оплодотворению и высиживанию яиц, вспоминая древние мифы о том, что жизнь во вселенной возникла благодаря божественному соитию. Ортелий, алхимик конца XVI века, писал, что Дух Божий "носился (incubavit ) над .водой" и "возлежал на водах древних, оплодотворил их и высидел в них семя, словно курица - яйцо ". Это деяние считалось предпосылкой всего последующего процесса сотворения мира. Утверждали, что в первой главе Книги Бытие содержатся все тайны Великого Делания, и некоторые адепты разрабатывали алхимические процессы по образцу семи дней творения. Ортелий также говорил, что Дух Божий "был вдунут во все вещи словом Божиим и воплощен в них". Это идея - еще один старинный прообраз теории вибрирующей вселенной. В Книге Бытие Бог творит мир, произнося повеления и выдыхая воздух; так, при сотворении Адама Господь "вдунул в лице его дыхание жизни". Произнесение слов и дыхание порождают вибрации воздуха, и цитированный выше современный автор, рассуждая об одухотворении четырех первоэлементов "Словом, осенившим их в момент Творения", пишет далее, что дуновение Слова создало вибрации, пронизавшие всю вселенную. Оккультисты часто проводят параллель между духом, или заключенной в человеке божественной искрой, и вдохновением, которое в буквальном смысле означает нечто, вдунутое в человека. На основании первой главы Евангелия от Иоанна алхимики и оккультисты стали отождествлять творящее Слово Божие с Духом Божиим из Книги Бытие, с жизненным принципом, с божественным дыханием, оживившим Адама, и с искрой божественного света, скрытой в недрах материи. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Евангелие от Иоанна, 1:1-5).
Ртуть-"дух" предстает в алхимических текстах во множестве разнообразных обличий. В XII-XIII столетиях господствовало убеждение, что все металлы состоят из ртути и серы. Легковоспламеняющаяся сера рассматривалась как огненный, активный, мужской принцип, а ртуть - как водный, пассивный и женский. Иногда же сама ртуть считалась двуприродной, сочетающей в себе мужской и женский принципы. Идеальное золото алхимиков, Философский Камень, считался порождением союза философских серы и ртути, взятых в идеальном равновесии, и соединение этих двух ингредиентов - примирение противоположностей - являлось главным этапом Великого Делания. В IX веке выдающийся арабский алхимик ар-Рази предположил, что в металлах содержится еще и третий компонент - соль. В позднеевропейской алхимии эта идея обрела огромное значение. В XVI столетии Парацельс, не отказываясь от теории четырех первоэлементов, тем не менее утверждал, что все на свете состоит из философской ртути, серы и соли: "Мир таков, каким Бог создал его. В начале Он создал его в виде тела, состоящего из четырех элементов. Это первозданное тело Он основал на тройственном союзе ртути, серы и соли, и таковы три субстанции, из которых состоит совершенное тело. Ибо они образуют все, что состоит из четырех элементов, и содержат в себе все силы и свойства бренных вещей. В них заключены день и ночь, тепло и холод, камень и плод и все прочее, еще не имеющее формы ". Попытки примирить четверицу (четыре первоэлемента) с троицей (ртуть, сера и соль) и двоицей (пары противоположностей - день и ночь, и т. д.) и преобразить все это в единицу (Философский Камень) были одним из главных занятий алхимиков позднего периода.
Таким образом, в теорию алхимии включилась идея троичности материи, соотносящаяся с божественной Троицей и с тройственной природой человека. Три части, из которых, по этой классификации, состоит человек, - это тело, душа (чувства, желания, природные склонности и устремления) и дух (высшие способности разума - вдохновение, воображение, прозрения, совесть и способность выносить нравственные суждения). Во всяком металле соль - это тело, инертное, пассивное, женское начало. Огненная сера - это душа металла, соответствующая пылким страстям человека и обладающая мужской природой. А ртуть соединяет и примиряет противоположные друг другу серу и соль; ртуть двупола и соответствует духу человека, посредством которого веления души преобразуются в деяния тела. Эта концепция представляла собой возврат к гораздо более древнему троичному делению человеческой природы на тело (эквивалент "связующей пневмы" стоиков), душу (страсти и желания, "животная пневма") и дух ("разумная пневма" или, во вселенском масштабе, Логос Иоанна-евангелиста, Словом Божиим, которое также считалось Мыслью Божией; ср. сефирот Хокма и Бина в Каббале). Согласно теории нисхождения человеческой души на землю через небесные сферы, дух сокрыт внутри души. Вырвавшись на свободу после смерти человека, дух сбрасывает с себя слой за слоем все внешние оболочки, в конце концов освобождаясь не только от тела, но и от души, и воссоединяется с Богом.
Подобно каббалистам, гностики и приверженцы мистических культов вовсе не считали смерть необходимым условием для соединения человека с божеством.
"Спасенные светом Твоим,- гласит гностическая молитва, - возрадуемся мы, что Ты явил Себя нам в совершенстве, возрадуемся мы, что Ты сделал нас богами еще при жизни, позволив узреть Тебя ". В мистериях Митры посвящаемый восходил на семь ступеней, минуя семь ворот; тем самым он подражал восхождению души через планетные сферы. В мистериях Исиды посвящаемый надевал на себя или снимал семь (иногда - двенадцать) одеяний.
И в том, и в другом случае целью посвящения было "перерождение":
посвящаемый претерпевал "малую смерть" и возрождался богом. Герой "Золотого осла" Апулея в финале романа проходит посвящение в мистерии Исиды. Деталей церемонии он не раскрывает, однако говорит, что достиг самых рубежей смерти и вернулся в мир живых. Затем он предстает облаченным в двенадцать священных стол и в так называемую "олимпийскую столу" (плащ, украшенный изображениями священных животных); голова его увенчана пальмовым венком, символизирующим лучи восходящего солнца. "Вдруг завеса отдернулась, и, разукрашенный наподобие Солнца, словно воздвигнутая статуя, оказался я пред взорами народа. После этого я торжественно отпраздновал день своего духовного рождения ". Попытка стать богом - это и есть Великое Делание магии и алхимии. Веру то, что человек может достичь божественности еще при жизни, а неблагородные металлы можно превращать в золото, греко-египетские алхимики-гностики связывали с современными им техниками работы по металлу. Один из этих алхимиков, Зосима из Панополиса (Египет, около 300 года н. э.) описывает свой сон, в котором он видел жреца, освящавшего куполообразный алтарь, воздвигнутый на подножии из пятнадцати ступеней. Зосима услышал голос этого жреца; тот говорил: "Я свершил нисхождение по пятнадцати ступеням во тьму и восхождение по ступеням к свету. Эта жертва обновляет меня, избавляя от плотной телесной природы. Так, освященный необходимостью, я стал духом". Жрец сообщает, что ему пришлось испытать нестерпимые страдания. Его расчленили мечом. Затем его кости перемешали с плотью и "сожгли на очистительном огне". В результате такого преображения тела он стал духом.
Слово, которым обозначен куполообразный алтарь - "phа1е", - служило также названием куполообразного стеклянного сосуда, который помещали над дистиллятором для конденсации паров. Возможно, в сновидении Зосимы в символической форме предстает разрушение "тела" металла при нагревании и выделение пара - "духа" металла. Но кроме того, этот сон напоминает посвящение в мистерии. Нисхождение по ступеням во тьму и возвращение к свету - символ нисхождения и восхождения души через планетные сферы. Расчленение жреца мечом - это "малая смерть", предшествующая возрождению. Сжигание в очистительном огне - это очищение земной природы и преображение ее в духовную.Затем в том же сновидении Зосима увидел множество людей, погруженных в кипящую на алтаре воду; горя, они стенали и плакали. А затем перед сновидцем предстал медный человек, в руке которого была свинцовая табличка. Некто сказал Зосиме, что "люди, желающие достичь добродетели, приходят сюда и становятся духами, избавившись от тел". Пробудившись, Зосима велел своим читателям строить храм "словно из белого свинца, словно из алебастра, возведение коего не имеет ни начала, ни конца. Да будет внутри его источник чистой воды, сверкающий, словно солнца...". Затем следует взять меч и найти узкое отверстие - вход во храм. У входа будет лежать змей. Нужно схватить змея, убить его, содрать с него кожу и встать на его тело, словно на ступень перед входом. И тогда ищущий обрящет. Медный человек станет серебряным, а если таково будет желание искателя, то и золотым .
- 29 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться