Ледбитер Чарльз Вебстер - Ментальный план.
- 15 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Элементальная Эссенция.
В письме одного из наших наставников-адептов сказано, что, не будучи посвященным, невозможно понять природу первых двух элементальных царств. Какова бы ни была трудность описания их на физическом плане, постараемся по возможности ясно изобразить сущность Элементальной Эссенции, так как в этом пункте представления крайне не точны, даже у лиц, знакомых с теософической литературой.
Определение. Элементальная Эссенция является просто названием, данным монадической сущности в некоторые отдаленные периоды эволюции. Последняя, в свою очередь, может быть определена как нисхождение в материю божественной жизни, исходящей из второго Логоса. Каждый знает, что, прежде чем дойти до степени индивидуализации, дающей начало причинному человеческому телу, этот поток в качестве души прошел последовательно шесть эволюционных низших фаз. Я говорю о царствах: животном, растительном, минеральном и трех элементальных царствах. Проходя эти различные степени, он назывался монадой животной, растительной или минеральной. Эти наименования, в сущности, неподходящи, так как божественная жизнь, прежде чем достичь одного из этих царств, превратилась в многочисленные монады. Означенный термин был, однако, принят для выражения этой идеи в тех случаях, когда разделение монадической сущности, давно начавшись, не было доведено до индивидуализации. Монадическая сущность, проявляя энергию в трех великих элементальных царствах, предшествующих минеральному, получает наименование Элементальной Эссенции.
Как облекается дух.
Прежде чем понять характер монадической сущности и способ, которым она проявляется на различных планетах, проследим, как дух, по мере нисхождения его в низшие планы, облекается в материю. В настоящий момент речь идет не о первоначальном образовании материи различных планов, но просто о нисхождении новой эволюционной волны в существующую материю.
До периода, который нас занимает, эта волна жизни в течение долгого времени продолжала свое развитие при непонятных для нас условиях, последовательно одеваясь в оболочки, состоящие из атомов, молекул и клеточек. Оставляя в стороне начало ее чудесной истории, ограничимся рассмотрением нисхождения ее в планы более доступные человеческому уху, но бесконечно более возвышенные, чем простой физический уровень.
Когда дух, пребывающий на одном из планов (все равно, на каком), на своем нисходящем пути, приводящем его к материализации, вынужден бывает спуститься на одну ступень и сразу пройти в низший план, он должен для своего проявления облечься в атомическую материю этого низшего плана, сформировать себе из этой материи тело, оболочку, душой и внутренней силой которой он станет сам. Таким образом, когда дух, продолжающий свое нисхождение, подходит к третьему плану, он должен облечься в материю этого плана и стать, таким образом, существом, внешняя оболочка которого составлена из атомической материи рассматриваемого нами третьего плана.
Однако сила, оживляющая это существо (в некотором отношении - его душа), не является более тем духом, каким он был на высшем плане, где мы его впервые встретили: теперь это скорее атомическая оболочка пройденного второго подплана. Когда это духовное начало достигнет четвертого плана, существо становится еще более сложным, так как тело, образованное из материи четвертого плана, будет иметь своей душой дух, облеченный в две оболочки, то есть в атомическую материю второго и третьего планов. Так как этот процесс повторяется на каждом плане солнечной системы, то первоначальная сила, дойдя до нашего физического уровня, иссякает и становится настолько хорошо скрытой, что почти не приходится удивляться, если людям совершенно неизвестна их духовная природа.
Представим, например, что какой-нибудь обычный и неопытный ясновидящий займется изучением минеральной монады и наблюдением над жизненной силой, находящейся за минеральным царством. Наверняка видение этого ясновидящего не пойдет далее астрального плана, не будучи и там достаточно совершенным. Для этого наблюдателя сила, о которой идет речь, представится просто астральной. Если, наоборот, изучающий будет более развит, применяя средства наблюдения высшего порядка, он назовет то, что ясновидящий будет считать астральной силой, просто атомической астральной материей, приводимой в действие силой, исходящей из атомической области ментального плана. Еще более посвященный наблюдатель может увидеть, что атомическая ментальная материя является сама орудием, подчиненным действию наивысшего начала, находящегося в буддхическом подплане. Для адепта, наконец, буддхическая материя является только орудием нирванического начала. Сила, проникающая в непрерывные оболочки и использующая их, при последнем анализе является наружной во всем космическо-практическом плане; в действительности она является только проявлением божественной силы.
Царство стихий.
Элементальная Эссенция, которую мы находим на ментальном плане, образует первое и второе великие стихийные царства. По окончании своего восходящего движения в буддхическом плане волна божественной силы наводняет седьмое небо и оживляет огромные массы атомической ментальной материи, становясь, таким образом, Элементальной Эссенцией первого большого царства. Это ее самое простое существование. Во время этого периода она не соединяет атомы в молекулы с целью в них облечься, но подчиняет их, посредством проявляемого ею напряжения, огромной сжимающей силе. Мы можем представить себе эту силу в момент ее нисхождения, когда она достигает план, который нас интересует, как бы непривычный для этих колебаний и неспособный на них ответить. В течение лет, когда она проходит этот уровень, она учится, и эволюция ее состоит в том, чтобы реагировать на все скорости колебаний, которые там возможны, до момента, когда она может смутно оживлять и применять все средства материи, свойственной этому плану. В течение этого долгого эволюционного периода она проходит через все комбинации, возможные на трех уровнях Арупы. Затем она возвращается к атомическому уровню, хотя само собой разумеется, не в своем первоначальном виде, но содержа в потенциальном виде все приобретенные способности. В следующем периоде она достигает четвертого ментального подплана, то есть, наивысшего уровня Рупы, и заимствует в этом подразделении достаточно материи, чтобы образовать из нее тело. С этих пор она - Элементальная Эссенция второго царства в своем простейшем виде. Но, как и прежде, по мере прогрессирования она облекается в многочисленные разнообразные оболочки, образованные из всевозможных комбинаций материи низших планов. Можно предположить, что эти элементальные царства, существующие и функционирующие на ментальном плане, должны быть значительно более развитыми в своей эволюции, чем третье царство, подчиненное астральному плану, так как они находятся на значительно более высоком уровне. Однако это совершенно не так: не надо забывать, что слова "более возвышенный", сказанные об этой фазе эволюции, не означают "более развитой". В настоящий момент речь идет о монадической эссенции, еще находящейся на эволюционной нисходящей дуге, и ее задача состоит в том, чтобы погрузиться в материю, а не подняться до высших планов, как в нашем случае. Если изучающий потеряет из вида это обстоятельство или плохо его постигнет, он будет постоянно сталкиваться с ненормальностями, сбивающими его с толку, и только отчасти поймет это состояние эволюции.
Учение об астральном плане довольно пространно описывает общие характеры Элементальной Эссенции; все, что говорится о числе подразделений, содержащихся в различных областях, и их чудесных свойствах быть запечатленными человеческой мыслью, одинаково верно на этих небесных уровнях.
Может быть, небесполезно объяснить в нескольких словах отношения, существующие между семью горизонтальными подразделениями каждого царства и различными частями ментального плана. Рассмотрим вначале первое царство: его высшее подразделение отвечает первому подплану, в то время как второй и третий подпланы разделены соответственно на три части, из которых каждая занята одним их стихийных подразделений. Второе царство соответствует низшему небесному миру; его высшее подразделение отвечает четвертому подплану, в то время как пятый, шестой и седьмой подпланы разделяются каждый на две части и заняты остатками царства стихий.
Эссенция и ее эволюция.
На первых страницах этой книги достаточно много говорили о действии мысли на Элементальную Эссенцию, чтобы опять возвращаться к этой части нашего предмета. Но нельзя терять из вида, что здесь Эссенция более чувствительна к влиянию мысли, чем на астральном плане. Ниши исследователи постоянно поражались удивительной восприимчивости в самом легком и бесформенном ментале. Чтобы правильно судить об этом свойстве, надо хорошо понять, что жизнь Элементальной Эссенции состоит в том, чтобы отвечать именно таким образом, и ее развитию значительно способствует метод, которым наиболее развитые существа, имеющие одинаковую эволюцию, применяют ее для ментальной энергии. Представьте на минуту, что никакая мысль на нее не действует; она имела бы тогда вид бесформенной массы бесконечно разделенных и несущихся в пространстве атомов. Эта масса, хотя и оживленная интенсивной жизнью, наверняка сделала бы мало успехов в своем нисходящем движении, или материализации. Но как только мысль овладевает ею, приводя в активное состояние и заставляя принимать на уровнях Рупы тысячи изящных форм или на уровнях Арупы - вид блестящих потоков, эссенция получает дополнительно неотразимое впечатление, которое, будучи беспрерывно повторяемо, заставляет ее прогрессировать. Всякая мысль, направляемая этими высшими уровнями к мирским делам, достигает, конечно, низших царств и облекается в их материю. В то же время она заставляет соприкасаться эту материю и Элементальную Эссенцию, из которой образована присущая ей оболочка, что понемногу приучает Эссенцию отвечать на вибрации низшего порядка и значительно благоприятствует ее инволюции.
Эссенция так же хорошо подвергается влиянию музыки - чудных, звучных пото-ков, о которых упоминалось выше. Великие композиторы распространяют их вокруг себя в этих высших областях, где их произведения, едва набросанные на нашей печальной Земле, являются необъятнее, чем здесь.
Не забудем также огромную разницу между могуществом и величием, характеризующими мысль на этом уровне, и относительной слабостью усилий, которые мы прикрываем на Земле этим именем. Вообще, наша мысль берет начало в ментальном теле на низших ментальных уровнях и при своем нисхождении облекается в особый вид элементальной астральной Эссенции, соответствующей ее природе. Но если человек достаточно развит для отождествления своего сознания с настоящим "я" в небесном высшем мире, то именно в этом мире зарождается его мысль, и первая оболочка образовывается при помощи Элементальной Эссенции низших уровней ментального плана. Эти условия делают мысль значительно более утонченной, более проницательной и во всех отношениях более активной. Если она касается исключительно возвышенных предметов, вибрации ее могут быть настолько необычайны, что не могут найти себе выражения на астральном плане. Наоборот, если они должны выразить низшую природу, то они сделают это более полно, чем все астральные колебания, зародившиеся значительно ближе к астральному уровню.
- 15 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться