Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Ледбитер Чарльз Вебстер - Ментальный план.

- 12 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

На этом уровне ментального мира встречалось много лиц, посвятивших себя служению ближним, потому что сознавали могущество единения. Освященные могучим интеллектуальным светом и спокойной мудростью, они стремились создать грандиозный гуманитарный проект великих реформ, приобретая вместе с тем способность их осуществления на Земле, в плане физического существования.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НЕБЕСНОГО МИРА

Некоторые критики, прекрасно усвоив правила Теософии относительно будущей жизни, возражали иногда, что жизнь обычного человека в низшем небесном мире является в сущности только мечтой или иллюзией. Считает ли он себя счастливым у семейного очага или со своими друзьями, исполняет ли он свои проекты с радостью и полным успехом - он в действительности является только жертвой жестокой иллюзии. Иногда противопоставляют этому воображаемому блаженству прочную действительность рая, обещанного православием.

Эту критику можно опровергнуть с двух точек зрения. Когда мы изучаем задачи будущей жизни, вопрос заключается не в том, которая из этих гипотез нам представляется более приятной (это дело вкуса), а в том, чтобы определить, какая из них вернее. С другой стороны, более внимательное изучение предмета нам покажет, что последователи теории иллюзий становятся на ложную точку зрения и что они совершенно не поняли сути дела.

Во-первых, исследования лиц, способных при жизни в полном сознании переходить в ментальный план, прекрасно согласуются с указаниями, полученными от "Учителей Мудрости" через посредство великой основательницы нашего Общества Е. П. Блаватской.

Этот опыт одним ударом разбивает теорию "простой действительности", о которой мы сейчас говорили. Очередь за нашими православными друзьями представить свои доказательства.

Во-вторых, если признавать, что в низших уровнях небесного мира человек не знает еще полной истины и, следовательно, иллюзия там постоянно господствует, то мы, не колеблясь, можем с этим согласиться, но вообще наши критики понимают это иначе. Большинство из них пугает мысль, что небесная жизнь будет более призрачной и более бесполезной, чем земная, но это мнение совершенно неправильно. Говорят, что, хотя на ментальном плане мы сами создаем обстановку, но можем видеть лишь самую незначительную часть этого плана. Здесь на Земле, ответим мы, мир, который мы сознаем, никогда не является целиком всем миром, но только той его частью, которую наши чувства, наш разум и развитие позволяют охватить. Вполне вероятно, что в своем земном существовании человек среднего развития имеет обо всем, его окружающем, ошибочное, ложное и во всех отношениях несовершенное понятие. Что знает он о великих мировых силах, ментальной и астральной, сокрытых в видимых им явлениях, но составляющих самую важную их часть? Что он знает вообще об окружающих его физических силах, менее сокрытых, но встречающихся ему на каждом шагу? Действительно, он живет здесь, на Земле, как в небесном мире - в мире, создателем которого он является в широком смысле слова. Он здесь не менее сомневается, чем там; единственная причина этого - его незнание. Он делает возможное.

В небе, возражают, человек принимает свои мысли за действительность. Я отвечу: он поступает хорошо. Его мысли поистине можно считать действительностью В плане, о котором идет речь, то есть в плане ментальном, нет действительности вне мысли. Там, наверху, эта великая истина нам кажется ясной; здесь, на Земле, - наоборот. На каком из этих двух планов больше иллюзий? Мысли в мире небесном являются поистине действительностью и способны произвести на людей живущих и нас окружающих самое замечательное действие, которое может быть только благодетельным, так как только наполненные любовью мысли могут существовать в восторженном мире. Чтобы поддержать теорию, что небесная жизнь является иллюзией, надо было плохо понять вопрос: это значит показать незнание условий и возможности этой жизни. Чем более мы возвышаемся, тем более приближаемся к единой действительности - вот в чем истина.

Для того чтобы лучше понять, насколько высший период человеческой жизни действителен и естествен, прежде всего надо на него смотреть как на продолжение существования на двух предшествовавших планах. Мы все знаем, что на Земле никогда не достигается самый возвышенный идеал, что наиболее благородные стремления не осуществляются полностью. Все это настолько верно, что в этом отношении все наши усилия были бы напрасны, а энергия потеряна; однако мы знаем, что это невозможно, потому что закон сохранения энергии действует на высших планах совершенно так же, как и на остальных. Затраченная духовная энергия может воздействовать на ее источник при земной жизни только в слабой степени, так как наши высшие принципы не способны отражать все более возвышающиеся и тонкие вибрации, прежде чем не осво-бодятся от своей телесной оболочки. Но небесная жизнь начинается, и окончившаяся энергия вырывается наружу, в силу неизбежной реакции, вызываемой вечным законом, как говорит Браунинг (Browning) в своих стихах:

"Никакое благо никогда не пропадает.

То, что было, не перестанет существовать.

Зло недействительно; зла не существует.

Это - молчание, заключающее звук.

То, что было хорошим, им и останется,

И тем лучшим, чем большим является зло.

На Земле части круга, а в небе - целые круги.

Всякое благо, которого мы желали,

На которое надеялись и мечтали, осуществится;

Это не будет его изображением, это будет оно само.

Нет красоты, нет блага, нет силы, воспетых нами,

Которые бы не пережили певца,

Когда вечность утвердит зарождение единого часа.

Идеал, представляющийся слишком высоким;

Героизм, неосуществимый здесь, на Земле;

Порыв, возносящийся к небу, являются гимном,

Посылаемым к Богу любовью и поэзией.

Достаточно ему достигнуть Бога,

Чтобы мы его со временем услышали".

Заметьте также, что установленные Природой условия загробной жизни являются единственными, представляющими ей возможность помочь каждому испытать возможно бо льшую долю счастья, которого он заслуживает. Если бы существовал только один вид небесного блаженства, как это допускает православие, то всегда нашлись бы люди, которые им пресытились или которые не могли бы им насладиться, по причине иных требований или неподготовленности. Надо ли добавлять, что если бы небесная жизнь продолжалась вечно, то было бы крайне несправедливо награждать всех одинаково, не считаясь с их личными заслугами. Для родителей и друзей трудно представить что-либо лучшее. Если бы покойный следил за благосостоянием своих близких, оставшихся на Земле, то счастье было бы для него невозможно. Если бы, с другой стороны, не зная их положения, он должен был бы для свидания ждать их смерти, и это длилось бы многие годы, то не принимается во внимание одно обстоятельство, что в это время его друг мог бы настолько измениться, что не возбуждал бы в нем прежней симпатии.

Благодаря мудрому управлению Природы все эти затруднения устранены. Человек сам, поступками своей земной жизни определяет характер и срок своей небесной жизни; он неминуемо получает то, что заслужил. Те, кого он любит, никогда его не покидают и проявляют наиболее благородные и возвышенные черты своего характера. Наконец, между ними не возникает ни малейшего несогласия, потому что он получает от своих друзей только желаемое. Да, действительность несравненно выше всего, что человеческое воображение могло бы создать в данном случае. Эти рассуждения доказывают ту мысль, что человек становится все более совершенным и истина является идеей божественной.

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ НЕБЕСНОЙ ЖИЗНИ

Последователи Оккультизма уже давно знают, что среди способов успешного совершенствования, представляемых человеку по мере его преуспевания, есть один, заключающийся в отречении от райского (дэваканического) блаженства для выполнения священного назначения; другими словами, отказаться от ожидающей его на небесах блаженной жизни между двумя воплощениями для того чтобы скорее продолжить выполнение своих задач на физическом плане. Такой прием не особенно благоприятен; мы составим себе более верное понятие о небесной жизни, принимая ее не столько за вознаграждение земной жизни, сколько за ее непосредственное продолжение. В течение своего физического существования человек создает из своих высших мыслей и стремлений то, что может быть названо некоторым количеством духовной силы. Последняя может воздействовать на него по достижении им ментального плана.

Если эта сила невелика, то при ее быстром истощении последующая небесная жизнь будет кратковременна. Если, наоборот, она будет обильна, то тем медленнее она истощится, и небесная жизнь продлится долее.

По мере того как человек развивает свою духовную природу, он долее пребывает в небесном мире, при этом его успехи не уменьшаются, а он не лишается возможности быть полезным своим ближним. Райское блаженство необходимо для всех, не достигших значительной ступени эволюции; только оно допускает превращение стремлений в способности и опыта - в мудрость. Человек, таким образом, делает больше успехов, чем если бы он имел возможность каким-либо чудом продлить свою физическую жизнь до нового воплощения. Иначе закон природы противоречил бы сам себе, так как этим он более приближался бы к великому концу, и его усилия по уничтожению своих собственных намерений были бы определенны и страшны. Было бы глупо допускать подобные противоречия в этом законе, который, как мы знаем, является плодом величайшей мудрости.

Возможность отречения от небесной жизни существует далеко не для всех. Великий закон не позволяет никому слепо отрекаться от неизвестных ему благ и уклоняться от нормального хода эволюции раньше, чем он извлечет из этого известные преимущества.

Вообще, никто не имеет права отказаться от небесного блаженства, не испытав его, поскольку в своей земной жизни, обычный человек недостаточно развит, чтобы быть в состоянии возвысить свое сознание до ментального плана и унести на Землю ясное и полное воспоминание о счастье, о котором на Земле ничто не дает представления.

Минута размышления докажет верность и справедливость этого положения. Совершенствование души является в данном случае существенным вопросом; достаточно, если она поймет пользу отречения от небесного блаженства и заставит свое низшее "я" подчиниться ее определению. Но не в этом заключается решение вопроса, так как, если "я" (Эгo) имеет право насладиться райским блаженством на уровне Рупы, то только в силу проявляемой им индивидуальности, и только в своих личных и обыденных рамках жизнь этой индивидуальности переходит в низший небесный мир. Прежде чем отказаться от всего этого, требуется, чтобы индивидуальность сознала преимущества, которыми она жертвует: высший и низший подпланы должны гармонировать. Если это так, то нужно обладать на ментальном плане некоторой долей сознания, приобретенного еще в земной жизни и равного тому, которым будешь обладать после смерти. Не надо забывать также, что эволюция сознания совершается в некотором отношении снизу вверх. Большая часть людей, будучи сравнительно мало развиты, являются вполне сознательными только в физическом теле. Астральное тело вообще бесформенно и плохо устроено; если оно является связующим звеном между "я" и физическим телом, то оно не представляет орудия, которым человек может управлять. Нет ничего общего между его настоящим состоянием и властью, которую человек может продлить в астральном плане.

- 12 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _