Ледбитер Чарльз Вебстер - Ментальный план.
- 2 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
И в том, и в другом случае, мы можем сказать следующее: "никакой факт, проис-шедший ли в древности или случившийся в новейшее время, не был нами допущен в это сочинение, если он не был подтвержден по меньшей мере двумя наблюдателями, опытными и независимыми, и засвидетельствован, сверх того, теми исследователями этих предметов, которые преуспели в них значительно больше нас. Это изложение, хотя, конечно, далеко не полное, все-таки, как мы надеемся, представит собою некоторую ценность".
Главнейшие разделы предшествовавшего нашего сочинения "Астральный план" будут по возможности соблюдаться и в настоящем труде; поэтому читатель может сравнить их, если пожелает. Название первого отдела "Астрального плана" - "Внеш-ний вид" - было бы, однако, мало соотносимо с ментальным планом, как мы это увидим дальше; поэтому мы заменим его названием "Главные свойства".
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА
Для того чтобы приступить к изучению этого крайне трудного предмета наиболее оптимально, следовало бы вникнуть сразу в самую глубину вопроса и попытаться опи-сать то, что видит довольно развитый ученик, когда перед ним открывается небесный мир. Название "ученик" я употребил потому, что только для лица, руководимого одним из Наставников Мудрости, является возможность перейти в полном сознании в это обиталище славы и блаженства и затем возвратиться в наш мир с точным воспомина-нием виденного. Ни один снисходительный "дух" не является из небесного мира, чтобы рассказывать через профессионального медиума разные пошлости. Ни один обычный ясновидящий не поднимается до таких высот, хотя и случалось, что лучшие и наиболее чистые из них проникали туда в моменты глубокого сна. Но даже и в этом случае они редко выносили что-либо, кроме неясного воспоминания об испытанном ими блажен-стве, соответствующем учению исповедуемой ими религии.
Когда душа, отделившаяся во время смерти от тела, достигает дэваканического плана, то ни беспокойные мысли об опечаленных друзьях, ни попытки привлечь ее на спиритические сеансы не могут привести ее в соприкосновение с физическим миром, пока духовные силы, приведенные в движение во время ее последнего воплощения, не закончат своего течения и пока ее "я" не будет еще раз готово одеться в новую телесную оболочку.
И все-таки ее рассказ о пережитом на ментальном плане не может дать полного представления об этом мире.
Как мы это увидим дальше, необходимым условием сохранения воспоминания должно быть полное сознание исследователя и состояние бодрствования, без чего не-мыслимы свободное перемещение и проникновение чудесной славой и красотой, ко-торые нас там ожидают. Все это будет объяснено более подробно, когда мы будем зна-комиться с обитателями этого небесного мира.
I. Великолепие небесного мира.
Приведем здесь несколько строк, заимствованных нами из священных буддистских текстов.
Наш Владыка Будда сказал: "отделенное от нас многими тысячами мириад сол-нечных систем, существует обиталище блаженства, называемое Сукхавати. Этим свя-тым убежищем Архатов владеют Бодхисатвы, а управляют им Татхагаты. Оно окружено семью рядами плотных занавесей, семью рядами деревьев, колеблющихся от ветра; в нем находится семь драгоценных озер, в центре которых брызжут кристальные воды, имеющие семь свойств, представляющих, однако, лишь одно качество".
"О, Саринутра, это и есть Дэвакан!"
"Это божественный цветок - Удамбара - погружает свой корень в тень всей Земли и распускается для всех тех, кто его достигает. Люди, рожденные в этой благословенной области, истинно счастливы. Они перешли золотой мост и достигли семи золотых гор; для них после этого нет ни печалей, ни горестей".
В этом отрывке под фантастической аллегорией сокрыта действительность, разли-чаемая без труда по некоторым характерным чертам, дополненным наблюдениями со-временных исследователей.
Так, например, "семь золотых гор" не могут быть ни чем иным, как только семью подразделениями ментального плана, отделяющимися между собой преградами, хотя и не осязаемыми, но тем не менее настолько же реальными и настолько же действитель-ными, как если бы там и в самом деле находились "семь поясов оград, семь рядов плотных занавесей и семь рядов деревьев, колеблющихся от ветра".
"Семь озер кристальной воды", из которых каждый обладает особыми свойствами, представляют различные степени умственной энергии, рассматриваемые каждая в от-дельности, между тем как общее им всем качество состоит в доставлении глубочайшей степени блаженства.
"Цветок" этой области, действительно, "погружает свой корень в тень всей Земли", так как из каждого мира человек переходит на соответствующее небо, и непередаваемое счастье является цветком, распускающимся для всех достигших его людей. Они "пе-реступили золотой мост", переброшенный через поток, отделяющий мир небесный от мира желаний; для них в настоящем цикле уже нет больше "ни печалей, ни горестей" до тех пор, когда они опять оденутся в новое тело и еще раз покинут небесный мир.
II. Блаженство небесного мира.
Полнота счастья - такова первая и главная идея, которая должна служить основа-нием для всех наших представлений о небесной жизни. Мы говорим здесь не только о мире, в котором сама природа не оставляет места злу и печали; не только все обитатели его счастливы, но действительность идет гораздо далее. Это мир, где всякое существо, благодаря уже самому факту, что оно в нем находится, должно испытывать высочайшее духовное блаженство, какое оно только способно воспринять, - одним словом, мир, отвечающий человеческим стремлениям настолько, насколько человек способен их испытывать.
Именно здесь мы в первый раз начинаем понимать до известных пределов то, что должно являться истинной природой Великого Источника Жизни. Здесь в первый раз мы видим издали то, что должно быть Логосом, и то, чем мы, по Его призыву, должны стать. И когда в своей совокупности сверкает перед нашими изумленными взорами чу-десная действительность, то мы испытываем непреодолимое ощущение, что благодаря этому познанию истины уже никогда в будущем существование не явится нам в том же виде, как некогда прежде. Как после этого не изумиться абсолютно несовершенному счастью, которым довольствуется человек нашего мира. Больше того, мы вынуждены здесь признать, что его прежние представления относительно этого предмета не что иное, как нелепые бредни, противоречащие даже здравому смыслу, и они никогда не осуществятся, а чаще всего даже случается, что человек положительно оборачивается спиной к цели, которой он желал бы достигнуть.
Именно в небесном мире находятся истина и красота. Они оставляют далеко ниже себя все мечты и грезы поэтов, и в сверкании их несказанной славы всякая другая ра-дость кажется тусклой, бледной, нереальной и неспособной нас удовлетворить.
Несколько дальше мы постараемся осветить известные подробности, теперь же нам достаточно указать на то обстоятельство, что это чудесное ощущение - не только блаженное отсутствие всякого зла и всякой дисгармонии, но еще и ощущение, посто-янное и непреодолимое, всеобъемлющей радости, и оно-то является господствующим впечатлением, которое испытывает человек, вступая в небесный мир. И это впечатление не покидает его на протяжении всего времени, пока он там находится. Каковы бы ни были его старания и какие бы высоты духовной экзальтации перед ним ни открывались, по мере того как он учился бы лучше познавать средства нового мира, все равно бла-женство, удивительное, неописуемое, невыразимое, излучаемое уже одним только су-ществованием подобной области, это блаженство, главным источником которого явля-ется чрезвычайная радость других, не покидает его никогда. Ничто в нашем мире не походит на это блаженство и ничто не могло бы дать о нем хоть какое-нибудь пред-ставление.
Вообразите себе, если можете, беззаботную и счастливую жизнь ребенка (одарен-ного, однако, нашим духовным опытом), усиленную во много тысяч раз, и тогда вы, может быть, получите некоторое смутное и слабое представление о действительности того мира.
Я хочу привести еще один пример, касающийся духовной жизненности небесного мира, но и его совершено недостаточно для описания того, что превышает силу чело-веческого слова.
Одним из проявлений этой могучей жизненности является крайняя быстрота виб-раций всех частиц и всех атомов ментальной субстанции. В теории мы все знаем, что даже здесь, на нашем физическом плане, ни одна материальная частица даже самого плотного твердого тела никогда не находится в покое. Однако, когда мы приобретаем астральное зрение, то это замечание перестает быть для нас простой научной теорией, - оно становится для нас уже очевидным фактом. Мы начинаем уяснять себе мировую всеобщность жизни и понимаем ее таким образом и в такой степени, какая нам прежде была недоступна. Наш умственный горизонт расширяется, и уже мы мельком замечаем в природе возможность существования таких фактов, которые для лиц, лишенных умст-венного зрения, должны казаться самыми безумными фантазиями.
Если развитие простого астрального зрения и применение его к грубой физической материи влечет за собой такие результаты, то попробуйте вообразить себе эффект, производимый на ментал наблюдателя, покинувшего наш физический план и изучив-шего детально гораздо более быстрые вибрации, эффект вдруг открывшихся в нем но-вых трансцендентальных чувств и развернувшегося перед его восхищенными взорами нового мира, значительно превосходящего покинутый им; мира, быстрота вибраций которого настолько же превосходит скорость вибраций физического мира, насколько скорость вибраций света превосходит вибрации звука; мира, в котором вездесущая жизнь, беспрестанно бурлящая вокруг наблюдателя и в нем самом, относится к совер-шенно иному порядку и возвышается до неизмеримо большого могущества.
III. Новый способ познания.
Даже то чувство, которое мы только что описали, не является наименьшим чудом небесного мира. Наблюдатель не слышит, не видит, не испытывает осязательных ощу-щений посредством органов, отделенных друг от друга и ограниченных в своих спо-собностях, как он это делает в нашем мире. Он уже более не обладает зрением и слухом, развитыми до неизмеримой силы, какими он был одарен на плане астральном. Вместо них он чувствует в себе присутствие какой-то новой и странной силы, которая не явля-ется ни одним из астральных чувств, но которая, тем не менее, заключает в себе их все и значительно их превосходит.
Эта сила позволяет ему, когда он находится в присутствии какого-либо человече-ского существа или какого-либо предмета, не только его видеть и слышать, но еще и мгновенно его познавать, изнутри и снаружи, равно как его причины, последствия, все, что может с ним случиться, по крайней мере в том, что касается плана ментального и всех других планов, лежащих ниже его.
Наблюдатель замечает, что думать и понимать составляют единое целое.
Никогда не замечаются ни сомнения, ни колебания, ни медлительность в прямом действии этого высшего чувства. Думает ли он о каком-либо месте - он уже находится там, о каком-либо друге - его друг уже присутствует пред ним.
- 2 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться