Ричард Кавендиш - Черная Магия.
- 22 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
9-й аркан. Отшельник, - это старик в плаще, несущий фонарь и посох. Соответствующий ему каббалистический Путь соединяет сефиры Хесед (Отец) и Тиферет (Христос, Солнце, жизненная сила). Уэйт говорил, что в этой карте "сочетаются образы Древнейшего из Древних и Солнца Мира". Замкнутый в себе и оторванный от мира. Отшельник тем не менее дарует свет другим людям и служит им путеводной звездой. Связанная с ним буква Йод - это символ фаллоса и творческой силы. В плане сексуальной символики Отшельник означает мастурбацию (истинное "я" достигает отрочества, маг обнаруживает в себе Мастера). Совершенный и самодостаточный, одинокий и девственный, Отшельник соответствует растениям с белыми цветками - символам чистоты и отстраненности. Сам же он символизирует плодовитость абсолютной уверенности в своих силах.
8-й аркан - Сила. На этой карте изображена женщина, с усилием смыкающая челюсти льва. Сила - это высшая ступень аркана Башня; она также символизирует дисциплину. Вспомним формулу Алистера Кроули: "Зверь, соединенный с Женщиной". Эта причудливая оргиастическая формула связывает противоположные сферы, соединяя любовь и милосердие (Хесед, женщина) с жестокостью и ненавистью (Гебура, лев). Неестественное превосходство женщины над львом подразумевает, что речь идет о весьма суровой дисциплине, т. е. о подчинении чему-то непривычному и неприятному.
"Природа попрана Магией; мужчина стал животным, женщина осквернена". Трепет возбуждения и постижение этой суровой дисциплины - лишь начало восхитительного экстаза, который достигнет кульминации в следующему аркане (Колесница) и прорвет преграды, мешающие высвобождению истинного "я". Арканы Влюбленные и Колесница соответствуют каббалистическим Путям, ведущим к сефире Бина через пропасть, отделяющую три высшие сефирот от остальных, пропасть между человеком и Богом. Современные оккультисты придерживаются того "уточненного" значения 7-го аркана, Колесница, которое ввел Элифас Леви. На этой карте изображен всадник на колеснице, запряженной двумя сфинксами, черным и белым. В старинных колодах Таро (в том числе и в колоде Карла VI) колесница была запряжена лошадьми. Лошадей заменили на сфинксов, дабы показать, что колесничий разгадал великую загадку Сфинкса. Черный и белый сфинксы символизируют те противоположности, которые маг обуздал внутри самого себя. Колесница украшена лингамом - символом единения полов. Рак и черепаха, способные жить как на суше, так и в воде, опять, же заключают в себе идею единства противоположностей и намекают на свершающийся переход мага от "низшего", человеческого состояния к "высшему", божественному. Колесница - это высшая ступень Повешенного. В процессе этой "малой смерти" адепт погружается не в глубины собственного "я", а в жизнь вселенной.
Чтобы достичь божественного состояния, он должен умереть как индивид и отождествиться со всей вселенной, т. е. с Богом. Он уничтожает свою смертную человеческую личность и возвращается в утробу сефиры Бина, или Вавалон, - Великой Матери и Великой Блудницы. Аркан Колесница соответствует алхимической стадии "экзальтации" - получению Философского Камня, растворению человека в божестве. Этому сопутствует состояние высшего эмоционального и духовного напряжения, завершающегося экстазом, в котором маг покидает пределы своего ограниченного "я" и объединяется со всеми вещами (сфинкс - четыре элемента плюс "квинтэссенция"). Это своего рода вывернутое наизнанку причастие: маг вливает себя в золотую чашу великой Вавалон. "Излей свою кровь - жизнь свою - в золотую чашу блуда ее, - говорит Кроули в "Liber Cheth" ("Книге Хет"; Хет - буква древнееврейского алфавита, соответствующая аркану Колесница). - Смешай свою жизнь с жизнью всеобщей. Ни единой капли не оставляй себе, пролей все без остатка" .
6-й аркан, Влюбленные, известен в нескольких вариантах. В старинных колодах на этой карте иногда изображали мужчину, делающего выбор между двумя женщинами, а иногда - молодую чету с ребенком или с купидоном. Но в варианте Уэйта на ней изображены обнаженные Адам и Ева в Эдемском саду: это означает, что пропасть, отделяющая человека от Бога, была преодолена сотворением человека по образу и подобию Божию. Значения этой карты также весьма разнообразны: любовь и невинность, искушение, свобода воли, выбор. Но в первую очередь она символизирует объединение противоположностей. Чтобы пересечь пропасть, лежащую на пути к Единому, человек должен уравновесить и примирить противоположности, заключенные в нем самом. Равновесие и союз противоположностей представлен в облике Адама, и Евы, которые изначально были единым существом. Символами этого аркана служат также зодиакальный знак Близнецов, сорока и все помеси и гибриды в животном царстве. Карта Влюбленные намекает на то, что маг, пересекая пропасть, совершает выбор, аналогичный тому, который совершили Адам и Ева, - выбор между повиновением и неповиновением высшему закону. Избрав самоуничтожение, маг "возродится" в будущем, вступив на каббалистический Путь, соответствующий аркану Императрица. Если же он откажется от этой возможности, то станет Черным Братом и замкнется от всего мира в прочной скорлупе собственного эгоизма. "Такое существо постепенно распадается из-за недостатка пищи и под медленным, но верным воздействием тяготения всей остальной Вселенной, несмотря на все свои попытки изолироваться, защититься и расширить сферу своей власти путем хищнических действий. Правда, некоторое время он может процветать, но в конце концов неминуемо погибнет. ". Кроули считал, что именно такая судьба постигла Макгрегора Мазерса; другие были убеждены, что эта участь не миновала самого Кроули. Каббалистические Пути, связанные с арканами Императрица, Император и Иерофант, ведут к сефире Хокма, представляющей активный творческий принцип Бога. 5-й аркан носит тля Иерофант - "открывающий святыни"; иногда встречается также название "Папа". Эта карта - символ мага, достигшего духовной власти и авторитета. Иерофант соответствует алхимической стадии "проекции", на которой совершенная субстанция Философского Камня смешивается с "неблагородным" металлом и превращает его в золото. Этот аркан олицетворяет вмешательство божественного начала в земную жизнь (высшая ступень Колеса Фортуны). Иерофант держит ключи небес и ада - символ познания добра и зла. Правая рука его поднята в жесте благословения, который называют "знаком посвящения в таинства": большой, указательный и средний пальцы подняты вверх, безымянный и мизинец - прижаты к ладони. Это - знак различения между "верхом" и "низом", Богом и человеком, золотом и "неблагородным" металлом. Папа - это понтифик, что по-латыни означает "строитель мостов"; таким образом, он устанавливает связь между всеми перечисленными противоположностями. В графическом символе зодиакального знака Тельца - - совмещены символы Солнца и Луны - и : "верх", откуда изливается свет, и "низ", который отражает этот свет. Планета-управитель Тельца - Венера, поэтому Иерофант, поднимающий руку в жесте благословения, символизирует "безличную идею Любви". 4-й аркан, Император, - это своего рода оборотная сторона, "альтер - эго" Иерофанта. Он повелевает материальными вещами и символизирует светскую власть, правительство, организацию, закон и порядок, внешнюю форму и структуру вещей. Он восседает на троне и держит в руке скипетр. Ручки трона в форме бараньих голов указывают на связь этого аркана с зодиакальным Овном - знаком мужественной энергии и власти. Император - это Бог или человек, организующий порядок и определяющий форму вещей. Это Маг, который "объявил свой закон" и властвует над всем материальным миром. Связанная с этим арканом сова - птица Афины, воинственной богини мудрости; а сефира Хокма - это Мудрость Бога. На карте 3-го аркана - Императрица - изображена светловолосая беременная женщина с улыбкой на лице. Соответствующий каббалистический Путь соединяет Хокму и Бину, активный и пассивный, мужской и женский аспекты Бога. Императрица соотносится с Венерой, богиней Природы и любви. Лебедь - символ удовлетворенного желания: фаллическая шея этой птицы соединена с телом, напоминающим по форме женские половые органы. Императрицу часто отождествляют с "женой, облеченной в солнце" из Откровения Иоанна. Она олицетворяет красоту, наслаждение и плодородие, безмятежную жизнь Природы. Ее беременность символизирует переход божественного начала от бесконечного состояния к конечному в процессе сотворения мира. Такую же трансформацию должен испытать маг, чтобы достичь сефиры Хокма. В сфере Бины он слился с божеством и стал бесконечным. А на Пути, ведущем от Бины к Хокме, он рождается снова как существо, одновременно и конечное, и бесконечное. К сефире Кетер (Бог), конечной цели каббалиста ведут Пути, соответствующие Шуту, Магу и Жрице. 2-й аркан - Жрица, называемая также Папессой. На этой карте изображена темноволосая девушка, увенчанная тройной тиарой и полумесяцем. Она восседает на троне между двух колонн - черной и белой. Эти колонны - символы двойственности, полярных противоположностей и женщины. Между колоннами - завеса, символизирующая девственность. Каббалистический Путь этого аркана ведет от сефиры Кетер (Бог-Отец) вниз, к сефире Тиферет (Иисус Христос), поэтому в христианском толковании Жрица - это Дева Мария. А в оккультной интерпретации - это гнозис, совершенное знание Бога, и врата небес (а потому 2-й аркан соответствует Луне, которая также считается "вратами небес", будучи ближайшим к Земле небесным телом). Чтобы стать Единым, мужчина должен "овладеть девственницей", т. е. примирить противоположности своей натуры и уничтожить свою двойственность. В аркане Шут маг уничтожает двойственность действий, в аркане Маг - двойственность намерений. А на стадии Жрицы он уничтожает двойственность мысли. Совершенное познание Бога для каббалиста - это полное познание себя самого. В терминах современной психологии Жрица- это девственное бессознательное или подсознание. "Оно, так сказать, сокрыто завесой. И только когда мы сорвем эту завесу или проникнем за нее посредством концентрированных импульсов, рождающихся в самосознании, можно будет высвободить и актуализировать творческие силы подсознания ". Эта формулировка соответствует упомянутому выше оккультному представлению о том, что "все покоится на принципе стимуляции инертного, но заключающей в себе все потенциальные возможности Путь Императора на Древе Жизни является продолжением Пути аркана Дьявол. Его называют "Солнцем Утра", что содержит в себе намек на Люцифера - Утреннюю Звезду. Аркан Иерофант также не лишен отрицательных черт: Симон Волхв утверждал, что силы, сотворившие мир, навязали человечеству стандарты морали, дабы подчинить его своей власти. А Элифас Леви указывал, что рука Иерофанта, поднятая в жесте "посвящения в таинство", отбрасывает тень, форма которой напоминает рогатую голову Дьявола.
Наконец, во главе старших арканов -стоит 0-й аркан - Шут. На этой карте изображен человек в шутовском костюме. Он несет узелок на палке и приближается к краю обрыва. Он гонится -за пестрой бабочкой, не глядя, куда идет, и следующий его шаг будет шагом в пропасть. У ног Шута - странное животное, похожее на большую кошку. В старинных колодах Таро это животное кусало Шута за ногу. Этот аркан соответствует первому каббалистическому Пути (ведущему от сефиры Кетер ко всем остальным сефирот) и первой букве древнееврейского алфавита - Алеф. В книге "Сефер Йецира" Алеф соотносится с Воздухом. Орел - владыка воздуха, и форму орла имел древнеегипетский иероглиф со значением "воздух". Шут - это символ глупости или безумия, однако его безумие божественно. Воздух символизирует дух, потому Шут - это Дух Божий, готовый снизойти "в ничто (сорваться с обрыва) в начале творения. С другой стороны, Шут - это ставший совершенным дух человека, приближающегося к Единому. Единое охватывает собой все вещи и свободно от всех ограничений. Оно содержит в себе все качества и в то же время лишено каких бы то ни было качеств, ибо приписать Ему какое-либо свойство значило бы ограничить Его. Шут - это ноль, который заключает в себе все, но сам - ничто. Он так же свободен, всепроникающ и невеществен, как воздух и дух. "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" . Младшие арканы Таро используются главным образом для гадания. Масть Мечей (пики) в целом считается зловещей и несчастливой. Девятка Мечей - это карта смерти. Десятка Мечей предвещает боль, печаль и одиночество. Значение Восьмерки Мечей - болезнь и дурные новости. Масть Пентаклей (бубны) символизирует деньги, -деловые связи, престиж и мирские заботы. Рыцарь Пентаклей-традиционный предвестник беды, равно как и Король Пентаклей. Известно предание о том, как Иоахим Мюрат, блистательный наполеоновский маршал и неаполитанский король, обратился за предсказанием судьбы к знаменитой гадалке мадемуазель Ленорман. Та велела ему достать из колоды карту, и Мюрат вытащил Короля Пентаклей. Не довольствовавшись этим неудачным результатом, он смешал колоду и взял еще одну карту... и снова выпал Король Пентаклей. Так повторилось трижды.. Мюрат попросил гадалку дать ему еще один шанс, но мадемуазель Ленорман бросила карты и заявила, что его судьба - быть повешенным или расстрелянным. В 1815 году Мюрата расстреляли .
- 22 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться