Книги по эзотерике, книги по магии, тексты по психологии и философии бесплатно.

Ричард Кавендиш - Черная Магия.

- 18 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

"Десять - это число невыразимых Сефирот, - говорится в книге "Сефер Йецира", - десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Пойми эту мудрость и будь мудр в понимании... Десять невыразимых Сефирот связаны с десятью обширными областями; изначально безграничны и бесконечны; бездна добра и зла". Сефирот насчитывается именно десять, а не девять и не одиннадцать, потому, что это -числа от 1 до 10, базовые числа пифагорейцев, лежащие в основе всех вещей. "Десять обширных областей" - это области вселенной, над которыми властвуют силы сефирот. Сефирот обычно изображают на диаграмме, называемой Древом Жизни. Это - схема мироустройства и иллюстрация фундаментального единства вселенной. Древо Жизни простирает ветви над всем творением

Древо Жизни

примиряет все разнообразие в единстве, ибо хотя ветвей много, но Древо одно, и все вещи и явления во вселенной - это листья, побеги и ветви, связанные в единое целое. Древо Жизни - это модель Бога, вселенной и человека. Это классификация, охватывающая все на свете: нет ничего такого, что нельзя было бы поместить в одну из десяти сефирот - категорий. Древо состоит из трех треугольников; десятая сефира, Малькут, стоит особняком и располагается внизу. В каждом треугольнике содержатся две противоположные друг другу силы и третья сила, уравновешивающая и примиряющая эти полюса. Сефирот располагаются на Древе справа налево, поскольку именно справа налево положено писать на древнееврейском языке. Сефирот, расположенные в правой части Древа, - мужские и позитивные, в левой - женские и негативные, а в средней -двуполые, примиряющие в себе противоположности. Каббалистическое Древо Жизни не во всем четко укладывается в астрологические и нумерологические представления. Сферы Сатурна, Марса и Меркурия считаются здесь женскими, а сфера Венеры - мужской. В некоторых случаях номер сефиры соответствует стандартному нумерологическому значению этого числа, но не всегда. Иногда Древо Жизни изображают в виде человеческого тела: верхний треугольник - голова, средний - туловище и руки, нижний - половые органы и ноги. Такой вариант изображения основан на аналогии между человеком и Богом. Сефирот - это этапы процесса сотворения вселенной Богом. Если Бог - это великое подобие человека, то процесс творения мира должен быть подобен творческому процессу человека. Верхний треугольник Древа символизирует оплодотворение женщины мужчиной и зарождение новой жизни - ребенка или вселенной. Средний треугольник представляет воспитание ребенка отцом и матерью в детстве и отрочестве. Нижний треугольник олицетворяет ребенка, ставшего взрослым, или вселенную как законченное творение. Система соответствий, значительно расширенная в трудах Макгрегора Мазерса и Алистера Кроули, определяет "десять обширных областей", находящихся под властью десяти сефирот. Некоторые из этих соответствий показаны в таблице на схема. 2. Сюда включены мифические животные и боги древности, ибо они существуют в человеческом сознании, а следовательно, и в "сознании" вселенной. Верхний треугольник Древа Жизни символизирует творческие силы Бога и вселенной. Кетер, первая эманация, - это сила Бога как Перводвигателя, Первопричины, Единого. Ее охраняют "четыре животных" из 1-й главы Книги пророка Иезекииля, облик которых "как у человека". Магический образ этой сефиры (мысленная картина, на которой каббалист сосредотачивается во время медитации) - бородатый старик, видимый в профиль. Олицетворения сефиры Кетер в античной мифологии - Зевс и Юпитер, верховные боги Древней Греции и Рима. Ее символы - царский венец, или корона, а также точка, означающая единицу. Душа, способная достичь этой сферы, соединяется с Богом.

Сефирот

Планеты

Ангелы-хранители

Существа, реальные и вымышленные

Греческие и римские боги

Магический образ

1. Кетер

- "Четыре животных"

Бог

Зевс, Юпитер

Старый бородатый царь

2. Хокма

-

Офаним

Мужчина

Уран

Бородатый мужчина

3. Бина

Сатурн

Арелим

Женщина

Кибела, Рея, Юнона, Геката

Зрелая женщина

4. Хесед

Юпитер

Хашмалим

Единорог

Посейдон, Юпитер

Могущественный царь на троне

5. Гебура

Марс

Серафимы

Василиск

Арес, Гадес, Марс

Воин на колеснице

6. Тиферет

Солнце

Шинаним

Лев, феникс, дитя

Аполлон, Адонис

Величественный король; дитя, принесенное в жертву

7. Нецах

Венера

Тарсишим

Рысь

Афродита, Венера

Прекрасная обнаженная женщина

8. Ход

Меркурий

Беней Элохим

Две змеи

Гермес, Меркурий

Гермафродит

9. Йесод

Луна

Ишим

Слон

Диана

Прекрасный обнаженный мужчина

10. Малькут

Земля

Херувимы

Сфинкс

Деметра, Церера, Персефона

Молодая женщина с короной на голове, восседающая на троне

Схема. 2. Система соответствий сефирота

Бог заключает в себе две великие противоположные друг другу силы, или два принципа - активный и пассивный. Они воплощены в двух следующих сефирот, в Отце и Матери вселенной. Хокма (вторая, мужская сефира) - это активный принцип, сила, стоящая за всем позитивным, динамичным, мужским. Она является причиной всякой деятельности и управляет ростом, эволюцией, переменами и движением. Поэтому ее ангелы - Колеса Иезекииля, которые вечно движутся "на четыре свои стороны" и в которых заключен "дух жизни ". Хокма соответствует живительному Духу Божиему, который носился над водами в начале Книги Бытие, и Логосу из Евангелия от Иоанна, творящему Слову, которым Бог создает мир. Это Мудрость Божия - активная, творческая мысль Бога. В оккультизме постоянно проводится параллель между интеллектуальным творчеством и продолжением рода. Эта параллель отражена и в языке: недаром слова "гений" и "гениталии" происходят от одного корня. Символы Хокмы обладают фаллической природой: собственно фаллос, башня и прямая линия, которая также служит символом числа 2, соединяя две точки. В древнегреческой мифологии в роли мудрого бога, оплодотворявшего Землю, выступает Уран - бог неба, отец Природы и людей. Противоположная Хокме сефира Бина (третья, женская) воплощает пассивный принцип. Ее называют также Матерью, Престолом и Великим Морем. Хокма производит действие, а Бина испытывает действие; Хокма проявляет инициативу, а Бина отвечает. Хокма - это активная Мудрость, а Бина - пассивное Понимание. Хокма - животворный Дух, а Бина - воды хаоса, которые до поры до времени безжизненны, но, будучи оплодотворены, порождают мир и все, что в нем есть. Бина символизирует все негативное, податливое, женское; все, что является скорее потенциальным, чем актуальным. Ее символы обладают природой женской сексуальности: это влагалище, чаша, круг, овал и ромб. Божества Бины - богини-матери, в том числе и зловещая Геката, покровительница ведьмовства и чародейства. Вина - это принцип инерции и постоянства; утверждают, что под ее влиянием находится все, что остается стабильным и неизменным. Многие гностики считали, что Единое становится Двоицей благодаря мышлению, в результате которого появляются Ум и Мысль. Мысль была первой эманацией Бога и матерью всех вещей. В Каббале же Мысль разделена надвое - на активную Мудрость и пассивное Понимание, союз которых лежит в основании всей вселенной. Все прочие сефирот - порождения союза Хокмы и Бины, а это означает, что все в мире происходит от взаимодействия активного и пассивного, позитивного и негативного. Известная английская специалистка в области Каббалы Дион Форчун пишет, что "все покоится на принципе стимуляции инертной, но заключающей в себе все потенциальные возможности познанию; это - один из важнейших элементов в мистериях ".

Во всех женских сефирот, расположенных в левой части Древа Жизни, благоприятные свойства сочетаются с откровенно зловещими и несчастливыми. Все каббалистическое учение проникнуто идеей загадочной и смущающей двойственности женщины. Женщина может оказаться и прекрасной девушкой, и старой ведьмой; и любящей матерью, и распутной блудницей; как нежной, так и жестокой; как холодной, так и страстной; она непоследовательна в своих рассуждениях, но проницательна, пассивна, но плодовита, "инертна, но заключает в себе все потенциальные возможности". Бина - мать всего живого; но это также сфера Сатурна - планеты смерти, рока, жестокой и неумолимой косы Времени, а в магии сила Бины используется при попытках уничтожить врага. Кроули отождествляет Бину с олицетворением красоты и плодородия - "женой, облеченной в солнце" из Откровения Иоанна, о которой сказано:

"...под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд". Однако она же - "Вавалон", "Багряная Жена" и "Великая Блудница", "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным", "сидящая на водах многих", которая "облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее... упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых ". (Дело в том, что в каждой идее заключена и ее противоположность. Кроули утверждает, например, что Хокма - это божественное Слово и Агнец из Книги Откровения, но в то же время - Великий Зверь и Дракон, который преследует "жену, облеченную в солнце".) Многие гностики верили, что божественная Мысль пала в скверну, виной чему было любопытство или желание. В результате возник зримый мир - мир, где жизнь смешана со смертью, любовь - с ненавистью, красота - с грязью. Гностик Симон Волхв - считал, что первая божественная Мысль была матерью многочисленных низших сил, сотворивших мир. Эти силы захватили Мысль в плен и заточили ее в мире, поместив в женское тело. Бесчисленные века она переходила из одного женского воплощения в другое, опускаясь все ниже и ниже, пока наконец не стала обычной проституткой. Симон водил с собой найденную в публичном доме женщину по имени Елена и утверждал, что она-то и есть падшая Мысль. Себя же он называл Богом, пришедшим спасти ее. Именно она некогда была Еленой Прекрасной, ради которой сражались герои Троянской войны; этот вымысел послужил основой позднейшей легенды о Фаусте и Елене Троянской. Симон называл себя "Фаустусом" - "приносящим счастье". На уровне человека сефирот, входящие в средний треугольник Древа Жизни, - это отец, мать и дитя. На уровне вселенной это силы, властвующие над развитием жизни и самой жизненной силой. Хесед (четвертая, мужская сефира) символизирует милосердную и благую власть отца, который защищает ребенка и направляет его на путь истинный. Четверка - это число прочности и основательности, зримой и осязаемой формы вещей; поэтому Хесед - сила, которая организует и растит вещи. В человеческом организме, например, эта сефира управляет превращением пищи в ткани тела. Это сила, властвующая над всякой созидательной энергией, над цивилизацией, законом и порядком, справедливостью и правосудием, миром, любовью и щедростью. Олицетворением мужской доблести и силы служит единорог, как в 21-м псалме: "...спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня". Символы Хесед - скипетр, жезл и посох (это также эмблемы власти царя, мага и епископа и фаллические символы) и связанные с четверкой пирамида и греческий крест. Ангелы этой сефиры - светы пламени, из середины которого являются пророку Иезекиилю "четыре животных "; таким образом, они символизируют отцовство. Силу Юпитера призывают в магических ритуалах, направленных на укрепление дружбы, а также на приобретение денег и мирских успехов. Противоположная Хесед сила представлена сефирой Гебура (пятой, мужской), которая считается сферой Марса и фигурирует в магических ритуалах ненависти и разрушения. Это строгая и суровая власть матери, учащей ребенка дисциплине и наказывающей его за проступки. Хесед созидает и растит, а Гебура разрушает. В человеческом организме она управляет расщеплением веществ, при расходе энергии. Она властвует над всякой деструктивной энергией, над ненавистью, гневом, жестокостью, войной, опустошением и мщением. Мифический василиск - это свирепое животное, чье дыхание - смертельный яд, а взгляд обращает все живое в камень (правда, в современной биологии это название незаслуженно носит совершенно безвредная южноамериканская ящерица). В царстве растений Гебура соответствует жгучей крапиве и рвотному ореху (чилибухе), из которого добывают стрихнин. Символы этой сефиры - эмблемы насилия и наказания (меч, копье, бич и цепь), а также связанные с числом 5 пятиугольник и пятилепестковая роза. Взаимодействие Хесед и Гебуры, созидания и разрушения, властвует над всем живым в Природе. Эти две силы уравновешивает шестая сефира Тиферет - сфера Солнца. Солнце объединяет в себе созидание и разрушение, даря живительное тепло сефиры Хесед людям, животным и растениям и иссушая все живое свирепым зноем сефиры Гебура. Тиферет - это сама сущность жизненной силы, тот мощный импульс, благодаря которому продолжается жизнь. Ее ангелы, шинаним, восседают на колесницах, подобных огненной колеснице солнца . Христианские каббалисты связывают эту сефиру с Иисусом Христом, который даровал людям обещание жизни вечной. Тиферет считается "сыном" сефиры Кетер (Бог) в том смысле, что на Древе Жизни эти две сефирот связаны напрямую вертикальной линией; а символическая связь Христа с солнцем восходит к самом раннему периоду развития христианства. В человеческом организме Тиферет соответствует сердцу - "насосу", качающему кровь (жизненную субстанцию) по кругу, подобно тому как солнце в своем видимом движении по небу ежедневно обходит вокруг земли. На психологическом плане эта сефира олицетворяет просветленное сознание, человеческий разум, поднявшийся до высочайшего духовного состояния, достичь которого в естественных условиях невозможно. (Высшие сферы достижимы лишь в сверхъестественных состояниях.)

- 18 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _